Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Декабрь » 19 » маршруты наших улиц- о моем селе
18:50
маршруты наших улиц- о моем селе
деды строили с совестью чистой 

Галина Васильева → 4 сентября 2012

Маршруты наших улиц




Если спросит Господь,

Кем хотел бы я стать?

Я осмелюсь просить, чтоб позволить он мне

Над землей воспарить

Подымусь в небеса

И былин жемчуга,

Сямозерья красу

Над волной пронесу,

И в родное окно

Осторожно вспорхну.!»

Карельский дом







«До сих пор ароматом смолистым
Дышет старый бревенчатый дом,
Деды строили с совестью чистой
Души правнуков греются в нем.»

Здесь начинаешь по-настоящему ощущать и оценивать значение своей территории в многополярном мире информации. В «Письмах из провинции» замечательно передан народный дух, талант жизнелюбия, генетический код через исполнение звуков земли голосом женщины-птицы, народного почтальона происходящих событий.
Земля, прославленная фильмами - «А зори здесь тихие», «Холодное лето 1953», Земля, связанная с именами-Юрия Андропова, Сенькина И.И.. Степанова В.Н. и наших земляков, достойно отмечает свой юбилейный год.
Семена счастья - может они потеряны? У некоторых их просто не будет - если с каждым днем мы видим, что мир уже давно не тот и мы не те, а как мы творим время? Опустились люди, столько пьют, бомжей полно, нет работы - откуда такое небрежное отношение к своей собственной судьбе и жизни своих детей, да сломались многие в годы известной перестройки, словно шок и испуг, а как же дальше все будет...
Прочно стоять на ногах – мне кажется это и есть жить по-карельски.
С любовью вспоминаю маленькую деревню Ламбисельгу, где дома , как хоромы.
Приезжая в гости к Ивану Никифоровичу и Вере Степановне Тюминым, я словно входила в усадьбу, где века запечатлелись на бревнах и утварь была, что в музее не сыщешь.
Вот это дом - всю зиму можешь жить не выходя, все в нем предусмотрено и всего вдоволь за лето напасено.
В юности статный деревенский смышленый парень Иван служил в армии в Германии и мог остаться там на офицерскую службу, но любовь к полям, трактору, весенняя бороздка, здравый смысл позвали домой к своей любимой. И прожил он жизнь так, что после его ухода люди со всей Карелии приехали отдать ему последний поклон за честность и мужество, крепкие трудолюбивые руки и плечи, надежное слово карела, совет и дружбу. Его супруге - нежной красавице Вере Степановне - депутату двух созывов в Совет Национальностей, загруженной депутатскими и производственными делами любимого животноводства люди дали на селе имя - «Святой», нет ни одного дела, которое начиналось бы без ее сердца и заботы - будь то строительство церкви в Крошнозере, или уборка кладбища, праздник села или события добрых карельских традиций в старинных деревеньках, в сельском клубе - она сделает так, чтоб каждому событию придать значение. Верочка выросла в большой многодетной семье, а родилась в самом начале войны и мать грудную девочку пронесла через всю войну, вот почему она понимает цену мирного дня и мирного хлеба.
Тяжело и больно ей остаться было без любимого Ивана Никифоровича, но она всегда с людьми.

Так на чем же складывается и основывается судьба карела -
Во-первых у нас непревзойденной красоты и первозданности природа, озерность.
Лодочки карельских рыбаков возвращаются с полными сеточками рыбы, хватит и себе и соседям. Появились снегоходы и семейные пары с веселой удалью мчатся за удачей и свежестью духа, засиделись в кабинетах - спины не разогнуть.
Ведь издавна карелы селились на берегах озер и рыболовство, охотничество – это основные промыслы. И летом мы вдруг в очаровании озерной глади, волн и радостного отдыха на воде - вновь любим вечность и мир, радуемся со своими близкими.
Лесные ресурсы - тема особого разговора и сквозь плешивые полянки делянок говорить о непроходимой тайге уже не приходится. Ну ведь встают дома карельских деревенек, строится молодежь, обустраиваются дачники и с новым ланшафтом мы тоже свыкаемся.



Люди Сямозерья - мудрые, светлые, трудолюбивые, с огромной жизненной энергией, со своею судьбою и гордостью, нам есть о ком говорить и кого брать в пример и за кого радоваться от чистого сердца. Мы очень верим, что и наши дети продолжат лучшие традиции и мы еще споем: «на земле жили, пожили мы не зря!»

« я смотрю в необъятную просинь,
И в разлуке с собой говорю
Благодарна судьбе Сямозерья
За красу неизведанных истин
За людское живое тепло и добро
Что от времени все мы зависим
Знали руки и плуг и тепло
И не жаждем мы легкого счастья
Посреди непрохожих дорог
Родимую землю в ненастье
Мой земляк и предать и покинуть не смог.
Когда иду родимым берегом
В раздумья слова и любви
Я чувствую до капельки
Всю нежность этой чистоты
о карельском доме с книг ученых-
Подарок ученых жителям Сямозерья. Традиционный карельский дом: монография /В.П. Орфинский, И.Е, Гришина.- Петрозаводск: Изд-во Петр. ГУ, 2009.- 480с.:ил.
Карелы - один из Прибалтийско-финских народов северозападной Европы, оказавшийся в ходе истории территориально расчленным: одна наибольшая часть, проживает в Карелии, другая в Тверской области, третья - в Восточной Финляндии.
Кроме того, небольшие ареалы компактного тпроживания карел сохранились в Ленинградской, Новгородской и Мурманских областях. Всего в России проживает около 130 тысяч карел.
Явлением аналогичным «Калевале», назвал деревянное зодчество Карелии Алвар Аалто. И назвал так не архитектурные шедевры, подобные Кижскому погосту или Успенской церкви в Кондопоге, а рядовые крестьянские дома. На наш взгляд, это не преувеличение. Именно рядовым постройкам посвящена настоящая книга, и читатель сам сможет составит представление об их культурной и художественной ценности.
Среди многообразия поселения Карелии деревни южных карел занимают особое место. Они отличаются яркостью воплощения традиционного мировоззрения в структуре архитектурной среды, типологическим разнообразием, выразительностью и красочностью форм, относительно хорошей сохранностью планировочных структур и культурных ландшафтов. Главным образом это относится карел-ливвиков, проживающих на юго-западе части края.

«Ель растет с главой цветущей,
И с ветвями золотыми
На краю поляны Ойсмес
На вершине светит месяц
И медведица на ветках
На девяти петлях стоят ворота райские…
А как за этими воротами, говорят,
Золотые колодцы с медовою водицей.
И, говорят, золотые кружечки на них поставлены с медовою водицею.
И, говорят, золотые кружечки на них поставлены….
И еще там, говорят, есть от края до края света престолики, аж с шестью кушаньицами и с сорока четырьмя закусочками.
«Хрустальные мосточки сделаны на пути….
Алые бархаты разостланы на хрустальных мосточках и золотых птиц кукушек наняли,
Чтобы сидели по обе стороны на золотых решетках….
Ни самоцветных камней не роняли, ни лазоревых цветочков не рассыпали»

В карельских жемчужных причитаниях - обобщенное представление карельских крестьян об образе освоения мира, пронизанного блаженной магией и соотнесенного с идеалами красоты как высшей человеческой ценности.
Центром этого мира для крестьян было родная деревня и отчий дом, выраставшие из реалий бытия. Но иная реальность, связанная с мечтой об идеале, наделяла срубы почти художественным совершенством, а детали - праздничной неповторимостью.
Теплота их рукотворной пластики стала ведущим признаком ансамблей карельских деревень, неизменно сохранявших свою целостность в круговороте "стилистических" изменений. Эту целостность донесли до нас традиционные поселения карел и причитания, обращенные к вечности.

« Сделайте в вечном домике
Окошечко хоть с петушиный глазок
Пусть смотрит из своего жилища.
И поставьте для моей дорогой милости
В уголочке вечного домика печечку
Хоть с ласточкино гнездо».

Мы листает не книгу, а саму вечность в ансамблях заселения домов, ворот, ажурных крылечек, расписных балконов и самого образа жизни с далекой древности до наших времен. Откройте книгу и Вы окажетесь обласканы этой нерукотворной красотой, получите знания, пронесенные через века.

Традиционный карельский дом: монография /В.П. Орфинский, И.Е, Гришина.- Петрозаводск: Изд-во Петр. ГУ, 2009.- 480с.:ил.


Монография посвящена традиционному жилищу карел и важнейшим аспектам исторического развития сельской среды обитания на территории современного этнического ареала карельского народа - заселению, формированию системы расселения и особенностям объемно - планировочных структур деревень.



Содержание:
1. Перекресток на пути к будущему-с.9-25.
Здесь мы узнаем, что эта книга о народной архитектуре и задумана авторами, как два рассказа - иллюстративный и словесный, которые отражают две грани одного и того же явления.


Гл1. Карельская ойкумена.-с. 29-180.
Фрагмент из книги:
Деревня Сяргилахта-одно из старейших поселений юго-западной Карелии, в «средневековье» входившее в состав вотчинных владений Новгородского митрополита. Первое упоминание о деревне относится к 1563 году.
Сярхилахта расположена на юго-западном берегу Сямозера в исключительно благоприятных ландшафтных условиях: перепад рельефа северо-восточного берега залива и заселенные окрестные холмы создают надежную защиту от холодных северных и преобладающих юго-западных ветров, одновременно обеспечивая продуваемость территории умеренными юго-восточными ветрами, а характер береговой линии водоема позволил сочетать оптимальную инсоляцию застройки с ее ориентацией на озеро. Кроме того, холм на северо-западном берегу стал идеальным местом для кладбища, в полной мере отвечающим всем требованиям религиозной мифологии.
Уникален окружающий поселение природный ландшафт в в эстетическом отношении благодаря сильно пересеченному рельефу, живописной береговой линии Сямозера и множеству соседствующих с ним озер и ламб. Наконец, защищенные от нагонных волн заливы и бухты благоприятствовали развитию рыболовства.
Единственное, что обделила природа Сяргилахту, так это сельскохозяйственными угодьями: вблизи поселения к северу и западу от него расположены незначительные по площади сенокосы и пашня. Но, видимо, по мнению первых поселенцев, даже такой существенный недостаток с лихвой перекрывался перечисленными достоинствами участка.(см. стр. 158-159)(Карельская ойкумена)

Гл. 2 Мир крестьянского дома.-с. 193-337. представлены хозяйские постройки - Деревни Ламбисельга, Маньга, Корза, Рубчойла, Сяргилахта, Чуйнаволок и многие др.


Гл. 3. Пластика дерева-с. 353-450.


Эпилог . Логика красоты –с. 459- 471.
Список упоминаемых населенных пунктов Карелии-с. 472.

Читайте лучшие книги о родном крае!
Нет комментариев живет моя отрада в высоком терему | Редактировать | Удалить

букет моей нежности 

Галина Васильева → 4 сентября 2012

Это букет моей нежности
Чувственных свежих строк-
Я адресую судьбе.
В милой моей безмятежности
Скрыты судьбы отметины
Звездочки- дни мои белые
Хмурые тучки-дни потемнее
И расставанья в горести-
И жизни цветы на радость


Просмотров: 393 | Добавил: gala54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: