Форма входа
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Апрель » 17 » о Сямозерье -ст. Савельевой З.Л.
22:37
о Сямозерье -ст. Савельевой З.Л.
Деревенька моя – деревенька-колхозница
07 апреля
Вдоль по берегу Сямозера, на горушке – вереница изб. Это наша деревенька Дессойла расположилась от мыса Мечойниеми до мыса Пиениниеми, т. е. от разрушенной не так еще давно церкви Изосима и Савватия до бывшего магазина ОРСа на хуторе.

История изрядно потрепала здесь судьбы людские. Об этом поведал А.Л. Волков, поэт-эссойльчанин в книгах «Pieni Dessoilu» и «Jarvet Karjalan» («Маленькая Эссойла» и «Озера Карелии») в главе «Эссойльские дворы-хозяйства – 1935-1945г.» Из рассказанного ясно, почему нашему поколению трудно сохранять язык и культуру. Некоторые винят нас: мы это потеряли. Автор же утверждает: – Мы не потеряли – нас уничтожили.

Книги изданы тиражом 1500 и 700 экземпляров, презентации их состоялись в библиотеке села, об этом сообщалось в газете карельского народа «Ома муа» и в районной – «Наша жизнь». К сожалению, карельский текст не всеми прочитан.

Основателями деревни были рыбаки, охотники, землепашцы, облюбовавшие южный берег Сямозера еще в X-XI веке. И назвали они свое поселение, скорее всего, производным от саамского слова «суоло», что обозначает сухое место, бугор, холм на болоте или около него (см. книгу Г.Керт и Н. Мамонтова «Загадки карельской топонимики», стр. 86; на стр.6 – версия ученых: «Эссойла» образовано от имени Ефим + суффикс -ла. Тогда должно быть Ефимла. Откуда ученым знать географию местности?. Словообразовательный элемент здесь не русский суффикс –ла, а карельский послелог -луо, т. е. суол + луо – перед болотом. Вот и получается Езисуоллуо, а при народном диалекте – Дессуолу. Это «д» (дянёй, дялгу) не вошло в наш письменный язык. Первопоселенцы понимали географию местности, поэтому ее и облюбовали. Откуда же не очень-то грамотным новгородским купцам было знать об этом. В писцовой книге «Заонежские погосты в 1582-1583г.» они записали: деревня на Сямозере Безсуньевых (видимо, по фамилии владельца), следующая – деревня Бучмуевых...

Судя по родословной Волковых, деревню называли Дессойлой более 250 лет тому назад, поскольку отцу было бы более 120 лет, а впереди его – три поколения.

Первый писатель-карел Мирон Смирнов в середине XIX века на карте-схеме «Вид Сямозерского погоста» в ряду других деревень нашу записал – Ессойлы.

На смену одним поколениям приходят другие. И вот уже:

– Третья тысяча дверь отворила,
Кто наследует нам на пороге,
Чтобы звонкое слово карела
Понести по извечной дороге?

– Vaiku myo, vaiki myo...( Только мы) – отвечает на свой вопрос поэт.

По Лихачеву память – четвертое измерение мира, а забота о прошлом – есть забота о будущем. Память – наше богатство. И хранить его – наш нравственный долг. И поэтому, и по велению сердца 26 августа 1995 г. в память о погибших в ВОВ и погубленных в репрессиях в д. Эссойла (Dessoilu) ранее освящен воздвигнутый по проекту архитектора С. Шевченко огромный уникальный Поклонный крест. 7 сентября 1997 года освящена часовня Параскевы Пятницы. (Это было 15 лет тому назад, юбилей нынче). Теперь ежегодно в честь святой великомученицы проводится престольный праздник. Стало хорошей традицией приходить к мемориалу, ставить свечи в часовне «во дни торжеств и бед народных». Сюда на поклон приезжают из Финляндии, Украины, Кемерова потомки тех, чьи имена обозначены на камне. В этой деревне родился певец родного края, признанный в РК и в финно-угорском мире поэт А. Л. Волков, организатор общественной литературной организации «Карельское слово».

Состоявшийся 28 августа 2011 года фестиваль поэзии ливвиков «Пусть летят руны-птицы над Сямозером» в честь 15-летия нового этапа карельской литературы показал: «Карельская литература на родном языке – вот она, есть и будет».

Деревня же Эссойла дала начало новой, большой Эссойле, которая объединила одним названием саму «корневую» деревню-родоначальницу, Угмойлу, хутор, п. Совхоза, п. Станции и вновь строящиеся ряды домов. Но ведь вот досада: есть историческая деревня, а «поколения новых», живущих в большой семье деревень под одним названием, и приезжий люд называют ее Угмойлой. Отягчающим беду обстоятельством стало название магазина в середине деревни на остановке автобуса, написанное крупными буквами «Угмойла». Чаша горечи переполнилась: газета карельского народа «Ома муа» напечатала Эссойльскую часовню с надписью, что это Угмойла. И это под рубрикой «Наши корни и следы».

– Так где же они, эти корни? Подрублены они, получается. На расстрел безвинных людей увозили из Эссойлы.

– Чьи могилы? Где? – спрашивает поэт. И отвечает:

– О могилах знает лишь НКВД: без вины да без вести 30 мужиков...

Мало того, что место захоронения многих репрессированных (в том числе и нашего отца) неизвестно, так теперь и деревня, из которой их увозили, называется по-другому, да и имена-то их, оказывается, записаны не в той деревне.

Люди добрые! Так нельзя! Это очень неправильно! Мы, эссойльчане, обращаемся к разуму тех, кто может, кто должен понять и решить проблему.

– Если можно, владелец магазина должен бы поменять название, поскольку это название оказалось не на удобном месте. Или, хотя бы, написать его мелкими буквами после крупных в слове «магазин».

– Следовало бы при въезде в деревню, именно при въезде, повторить знак «Деревня Эссойла» ( на каком угодно языке, лучше бы на карельском) или на знаке автобусной остановки сделать надпись «Остановка Эссойла».

Исчезают деревни, а с ними и их названия. Но ведь тут, тут же деревня! Так пусть она так и называется, как называли ее столетиями те, кто был до нас.

По поручению жителей д. Эссойла,
Зоя САВЕЛЬЕВА

Вернуться в раздел
Просмотров: 358 | Добавил: gala54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: