Форма входа
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Апрель » 23 » выставка-это было недавно, это было вчера!
10:21
выставка-это было недавно, это было вчера!
 
Выставочному залу Эссойлы-5 лет....
 
"Красота удивляет, восхищает и заставляет жить, а для меня жить - это творить и через свое творчество показать людям окружающий нас мир. Мир прекрасного, чистого, светлого, доброго именно то чего в наше время не хватает. Конечно же, красота это еще и гармония. Именно она помогает обрести смысл жизни"(Юлия Павлусь, 2011г)
 
 
«Сияло утро радостью
рассвета»
Васильева Галина Написано-5мая,12ч-55
Нестеренко Ивану Ивановичу, художнику посвящается…
 
 «Сияло утро радостью рассвета
А травы каплями росы
Вы мчались в лето Радостно и нежно
 Нарисовать любимые цветы
 
Вы так любили наше Сямозерье,
Что остров чаек стал в стихах Венчальным
И береста оделась в храмах в купола
 На пляже у самой волны Сямозерья
Создали свою галерею людей
 
Вы им подарили мгновения счастья
Согрели улыбкой и смехом детей
А как Вы ласкали
Живые цветы Вашей мамы
 В саду, Вы их рисовали
И радость плескали
И маминых глаз красоту
 
 Остались пейзажи, остались полотна
 И бусинки камешек, что руками своими
Вы делали сами на радость жене
 Вы так красоту
этой женщины боготворили
И голос серебряный
Ей в стихах посвятили,
а детям Свое благородство души.
 
 Вы рисовали, зная
Что нет больше сил
С той бедой побороться
 Что Вас молодым уносила в пески
 А радость восходов и зорь
 
Всех карельских в картинах
Вы нам раздарили. Встречи, картины,
Литературное вече
И сердца огонь Людям , друзьям,
 Любимой дарили
На небо с душою святою ушли.»
 
Ну а если по жизни, то это творческая работа велась издавна.
Нестеренко Иван Иванович из Санкт-Петербурга-наш светлый дорогой друг наполонил Эссойлу Сямозерскими пейзажами, выставками изделий на бересте, акциями фотопортретов.
Выставки в школе, библиотеке, на природе, в домах. Это такое интересное содружество, мы приглашали его с выступлениями на экскурсии для иностранцев из Америки, на литературные гостиные и он в свою очередь, приезжая на каникулы мчался в библиотеку порадовать всем тем, что написал. Он писал стихи, сказки для детей. Семья Нестеренко- это семья ученых, известная в республике. Алла Васильевна и ее супруг работали в филиале Академии наук, проводили мелиорацию земель. Алла Васильевна-автор книги- "Школьная теплица", "Цветы на подоконнике", она подарила Эссойльчанам свои знания по агротехнике, делилась семенами экзотических расстений, мы водили детей летнего пришкольного участка к ней на экскурсии.
В последние годы перед внезапной болезнью Иван Иванович делал передвижные выставки и на дому, помнится собирали мы таких заинтересованных лиц и были очень счастливы от соприкосновения с миром прекрасного.
Друзья Ивана Ивановича в дни его памяти провели в библиотеке Эссойлы большую презентацию
картин художественного училища г. Петрозаводска, где представил свое творчество и художник Яковлев(руководитель Пряжинской художественной школы).
 Сам факт оборудования выставочного зала связан с именем другого художника из Санкт-Петербурга-Обносовым О.Н. Люди приезжие, они нашли поддержку через библиотеку и первые шаги становления изостудии "Домик света" были именно в библиотеке в сотрудничестве с НБ РК(Мамонтовой Л.П.)
Мы выезжали в Петрозаводск(НБ РК), г. Кондопога(музей) и все это складывалось в творческую духовную жизнь поселения. Библиотека расцветала в творческом открытии детского зала, где пано Эссойлы нарисовано детьми.
Для читателей- это уникальная возможность приходить за книгой и наслаждением увидеть прекрасный мир искусства-полотна художников РК, Санкт-Петербурга, местных художников РК.
Было много замечательных мастер классов, встреч с мастерами прикладного искусттва, все дышало светом прекрасного.
Примечательно, что в настоящее время в выставочном зале представлены фотоработы Эссойльского  библиотекаря Игнатьковой Арины Николаевны.
 
 
архив-2008г
Гобелен с <Шиповником>

<Выездной читальный зал> - такое название получил новый проект Национальной библиотеки РК, предназначенный для работы с библиотеками городов и сел республики.
 
Сюда входит проведение в них выездных выставок и <Музыкальной гостиной>, библиотечно-информационное обслуживание местных специалистов. Занимается всем этим заведующая читальным залом НБ РК Людмила Мамонтова.
В прошлом году ее стараниями, а также при содействии заведующей библиотекой в Эссойле Галины Васильевой и администрации поселка в этой библиотеке появился выставочный зал. В нем уже прошли экспозиции местного живописца Олега Обносова, петрозаводских художников Ильи Ершова и фотографа Владимира Челака.
Сейчас здесь открыта выставка работ членов петрозаводского творческого объединения <Северный гобелен>. Свои картины и целые композиции из гобелена представили 7 мастериц, увлекающихся этим направлением декоративно-прикладного искусства.
Куратор проекта Людмила Мамонтова рассказала о нем эссойльчанам на открытии выставки, а также об истории гобелена, о появлении его в России. С большим интересом знакомились местные жители с произведениями петрозаводских мастериц. До этого многие из них лишь слышали о гобелене, а вот воочию увидели его впервые.
Приехавшие на открытие умелицы из <Северного гобелена> Светлана Волкова и Наталья Кузнецова провели для всех желающих мастер-классы.
Накануне в выставочном зале Эссойльской библиотеки прошла очередная выездная <Музыкальная гостиная> Национальной библиотеки. Это было выступление молодой петрозаводской группы <Шиповник>. Создал ее ведущий художник НБ РК Илья Кемпи. Помимо своей деятельности он уже более 10 лет серьезно занимается музыкой, пишет стихи и песни. Илья - дипломант республиканского конкурса авторской песни им. С. Ожигова в Костомукше, городского песенного конкурса в Петрозаводске и международного фестиваля творческой молодежи в Крыму.
Хотя <Шиповнику> нет и года, в репертуаре его уже более 100 песенных композиций. Сейчас группа записывает свой первый альбом. Некоторые произведения из него были представлены жителям Эссойлы.
На обратном пути <Шиповник> заехал в другой поселок на берегу Сямозера - в Сяпсю. В местном ДК музыканты дали концерт. Валерий СИДОРКИН
 
 
Интервью Юлии Павлусь 20 сентября 2011 florio
1. Как Вы стали художником? Когда окончательно решили, что пойдете этим путем?
 
 Ответ: Стала художником благодаря маме. Она с самого детства для меня старалась делать все что могла и на музыку записывала, танцы, фигурное катание, теннис и т. п. Уже позднее познакомилась она с художником и показала мои рисунки, он предложил позаниматься со мной, после полугода занятия предложил поступить в Киевскую государственную художественную школу имени Т.Г.Шевченко мы были не уверенны, что получиться, но рискнуть стоило и поступила на архитектурное отделение. Уже когда сдавали экзамены на поступление у нас собралась группка единомышленников и мы очень сдружились, помогали друг другу во всем и всегда. Эта атмосфера творчества поглотила меня сполна. С этого момента я сказала себе, буду стараться делать все, чтобы такое чувство полета сопровождало меня всю жизнь. И именно это и повлияло на меня, чтобы я занималась своим любимым делом.
 
 
2. Занимались ли Вы чем-нибудь еще кроме живописи? Как это занятие повлияло на ваше творчество?
 
Ответ: Легче перечислить, чем я не занималась кроме живописи, архитектуры, лепки, росписи и т.п. Долгое время увлекалась достаточно серьезно фотографией, это очень интересно уметь останавливать моменты, которые хочется оставить в памяти.
 
 
3. Какие учителя, события, страны, встречи оставили след в вашей творческой биографии?
 
Ответ: На протяжении моей жизни очень много встречалось учителей, причем они приходят один за другим сплошная учеба. Самых важных учителей не только по живописи, но и по жизни, которые помогли сформироваться как личности, хочу выделить мою мама Наталью, Бабенко Н.Н., Набока О.В., Сенчило Л.А., Правдохин В.В., Кузнецова А.В., Олейник О.П., Доценко О., Белова-Сморж И., Рыбальченко А. В. и т. п. Еще есть одно место, на котором мне хочется творить, приходят новые гениальные идеи и мне очень было приятно организовать свою первую персональную выставку. Там вдохновляющая энергетика особенно для художника. Так же я очень люблю путешествовать. У нас есть много мест, которые я хочу показать нашему народу через картины.
 
 
4. Что больше всего помогает/мешает Вам в творчестве? И как Вы преодолели или собираетесь преодолеть эти препятствия?
 
Ответ: Творчеству ничего не может мешать. Если человек хочет творить он творит, простите за тавтологию, но это так. Помогает творить общение с позитивными людьми, от красивого пейзажа и архитектуры просто млею. Для создание нового полотна для меня важно влюбиться в сюжет, тогда обязательно получится достойная картина. Даже в период затишья идей идет внутренняя работа, произведения вынашиваются, зреют как плоды.
 
5. Какие сюжеты изображаете Вы на своих картинах? Какой предпочитаете стиль или жанр? Что Вам лучше удается?
 
Ответ: Я достаточно универсальный художник, не могу работать в одном жанре, для меня очень важно разнообразие, но любимые сюжеты все-таки есть - это архитектура, пейзажи, животные и цветы. Использую различные техники, это уже как сердце подскажет, например, эту архитектуру я хочу нарисовать в акриле и монохромии, а вот этот пейзаж маслом и аляприма, просто я так чувствую и вижу именно эту картину в данный момент. А то, что мне удается лучше, это судить не мне, а зрителю. Я же для него творю, помогаю увидеть мир в других, непривычных ему красках.
 
 
6. Какую роль в вашей жизни играет красота? Что необходимо человеку, чтобы научиться видеть прекрасное?
 
 
Ответ: Красота удивляет, восхищает и заставляет жить, а для меня жить - это творить и через свое творчество показать людям окружающий нас мир. Мир прекрасного, чистого, светлого, доброго именно то чего в наше время не хватает. Конечно же, красота это еще и гармония. Именно она помогает обрести смысл жизни. 7. Какое человеческое качество важнее всего при создании произведения искусства? (концентрация, терпение, устремленность, благоговение и т.п.) Ответ: Наверное, одно из важных качеств воображение — способность сознания создавать образы, пропитывая их своими представлениями, идеями. Так же немало важно любовь в своем единстве с собой, быть открытым. Когда художник открыт - он может сотворить что-то необычное, неповторимое. Мое мнение, что для написание картин очень важно с каким настроением художник садиться за полотно, потому что зритель это очень быстро почувствует. Как для композитора нужно чтобы инструмент был настроен, так и для художника очень важно внутренне настроиться.
 
 
 8. В чем заключается ваш личный вклад в искусство? И что Вы сами получаете от творческой деятельности?
 
 
Ответ: Мой личный вклад в искусство заключается в том, что я открываю людям тот мир спокойствия, равновесия, гармонии самим с собой, который открыт сейчас не для всех. Я пишу свет, а самый большой свет - это любовь. Хочу в этот мир принести больше любви, позитива и добра. Я влюбляюсь в каждую свою картину и надеюсь, что зритель тоже найдет ту самую - свою картину и надеюсь, что зритель тоже найдет ту самую – свою картину. Для меня важно творить. Когда я пишу, я ощущаю вкус жизни.
 
 
9. Чего Вы ждете от своего творчества? Какова ваша цель? Ответ: Быть со зрителем на одной волне. Очень хотелось бы, что бы зритель почувствовал все, что я хочу с
 
 
казать в своих картинах, каждое произведение особое, в каждом заложены разные мысли, пожелания. Я через свое творчество пытаюсь повлиять на окружающий мир, принести больше тепла, добра, света, чистоты, позитива, здоровья и т.п.. Знаете, были такие люди, которые, купив картину, потом вернулись и сказали, что она им помогла в трудную минуту. Для меня это самое большое счастье именно этого я добиваюсь в своем творчестве. Надеюсь, что в будущем таких людей будет гораздо больше. Хочется, чтобы с помощью моих произведений люди могли исцелиться, оздоровиться или просто получить приятные эмоции, привести себя в состояние покоя, гармонии, зарядились желанием жить. Надо принимать и радоваться тому, что есть и мечтать о том, что будет.
 
 
 10. Является ли искусство инструментом познания мира? Каким выглядит мир с вершины вашей творческой деятельности?
 
 
Ответ: Искусство является скорее инструментом слияния с миром. Мы в мир приходим, чтобы оставить частицу себя: художники-картины, актеры-фильмы, писатели - книги и т.п.
 
 11. Что Вы думаете об искусстве будущего? Какие направления будут развиваться? Может ли творческая деятельность художников изменить общественные и экономические отношения? (Красота спасет мир?)
 
 
 Ответ: Безусловно, Красота спасет мир! Но не только красота а и доброта и любовь. У людей умеющих любить и здраво мыслить, есть будущее. Мне бы очень хотелось, чтобы творческая деятельность художников изменила общественные и экономические отношения к искусству. 12. Что бы Вы хотели сказать человеку, собирающемуся стать художником? Ответ: Хотела бы посоветовать начинающим художникам, задуматься, перед тем как стать настоящим творцом. Я не зря называю художников творцами. Перед ними стоит ответственная задача, сотворить мир настоящего искусства. Важно не как художник пишет картины, а для чего он пишет их, что он хочет этим сказать, какой след он хочет оставить после себя.




 
 
 
специалистам и читателям-
 
Теория-привлечения!
 
"Дело мастера боится"

В этом разделе выставки представлены книги и статьи по методике организации выставочной деятельности в библиотеке. Здесь вы узнаете, какие требования предъявляются к организации книжных выставок, и познакомитесь с их жанровым разнообразием, ведь помимо тематической выставки или выставки новых поступлений существуют выставка-размышление, выставка-игра, выставка-шоу, выставка-подсказка и множество других интересных форм работы с читателями. Книжная выставка - неотъемлемая часть библиотечного пространства, и особое внимание нужно уделять ее оформлению и дизайну. Поэтому данный раздел дополняют книги по графическому дизайну, которые окажут вам помощь в оформлении книжной экспозиции. "Выбрать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство"

Н. А. Рубакин "Библиотечная выставка - это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность"

Н. В. Збаровская
Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. - СПб.: Профессия, 2004. - 224 с. - (Серия "Библиотека"). - Библиогр.: с. 159-163. В пособии раскрываются современные подходы к проектированию и моделированию выставочной деятельности, содержательные, методические и психологические основы выставочной деятельности библиотек. Особое внимание автор уделяет тематике и дизайну выставок, а также проблемам их восприятия. Подробно рассмотрены формы и методы организации библиотечных выставок. Пособие предназначено для руководителей и сотрудников публичных библиотек, преподавателей, студентов и аспирантов вузов культуры. "Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе библиотек, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность. Комфортность представляет собой совокупность условий, обеспечивающих наиболее благоприятные возможности для работы с книгой и одновременно отдыха читателей. Эти условия включают в себя и удобное расположение книг на выставке, и дополнительное освещение, и место для отдыха читателя. […] Наглядность в практической работе библиотек нередко трактуется только как то, что можно непосредственно увидеть и показать. Это снижает эффективность использования наглядности как приема, искусственно ограничивая диапазон ее возможных применений. В работе библиотек используется три вида наглядности: документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа; образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы; библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр. Конечная цель принципа наглядности - показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности. […] Доступность прежде всего заключается в том, что библиотечные выставки предоставляют читателям возможность изучения содержания демонстрируемых документов. Кроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках. […] Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения (нового документа, актуальной темы или проблемы). Во-вторых, как возможность ознакомления одновременно как с первичным, так и вторичным документом (собственно книгой и ее библиографическими данными). […] Основными требованиями к библиотекарю, занимающемуся выставочной деятельностью, являются: знания и умения в области некоммерческого маркетинга, знание современных форм и методов организации библиотечных выставок, компьютерных технологий, психолого-педагогические умения и навыки, навыки проектирования и моделирования".
Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учебно-методическое пособие / В. А. Бородина. - Москва: Либерея, 2006. - С. 64-67. - (Библиотекарь и время; № 7). - Библиогр.: с. 122-126. Пособие содержит сведения, относящиеся к главному виду деятельности библиотек - обслуживанию читателей. Материалы пособия представляют образовательный ресурс для различных представителей библиотечной профессии и могут использоваться в системе непрерывного образования (базового, повышения квалификации) и для самообразования. "Выставки как средства доведения информации до читателей по форме бывают достаточно многообразны. В основу характеристики выставок положены разные признаки, например: хронологический (текущие и ретроспективные); содержательный (тематический: универсальные и отраслевые); количественный (большие, локальные, малые, одного документа); адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые); временной (регулярные, разовые); жанровый (смешанные, журнальные, сериальные, кинофотофонодокументов и др.); топографический (закрепленный за определенным структурным подразделением); организационный (самостоятельные и являющиеся составной частью комплексных мероприятий); конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины); по характеру (краеведческие, отраслевые, любительские увлечения и досуг; выставка-презентация собственных библиотечно-библиографических услуг, оказываемых пользователям библиотек; одной книги, персоналий и др.). […] Аксессуары - дополнительные средства, усиливающие воздействие выставки. Они могут быть: знаковые (различные символы, символьные изображения); предметные (натуральные предметы, детали, модели, макеты, муляжи, бутафории); знаковые и предметные в сочетании; художественные (картины, коллажи, плакаты, иллюстрации, фотографии); декоративные (драпировка, растения, цветы, сувениры); конструктивные (средства оргтехники, канцелярские принадлежности; подставки из дерева, оргстекла, металла; закладки, фломастеры и др.)".
Кузнецова, Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах : [метод. пособие] / Е. Б. Кузнецова; Арханг. обл. дет. б-ка им. А. П. Гайдара, Проект "Заочная библиотечная школа", Цикл "Профессиональные беседы". - Архангельск: АОДБ, 2003. - 43 с. Что такое книжная выставка? Каково ее значение сегодня? Как правильно оформить книжную выставку? Какую форму предпочесть? Как сделать рекламу книжной выставки? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в первом выпуске цикла "Профессиональные беседы", где используется практический опыт Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара и библиотекарей из других регионов России. "Книжные выставки относятся к традиционным формам работы с читателями. В библиотеках России они появились в середине 19 века. Под руководством известных библиотековедов В. И. Собольщикова и В. В. Стасова выставки книг регулярно устраивались в Публичной библиотеке Петербурга. Н. Г. Чернышевский, анализируя деятельность этой библиотеки, на первое место поставил организацию выставок. […] Выставочная работа - это деятельность по организации выставок, включающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение и подведение итогов выставки. Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов: выбор темы определение целевого и читательского назначения выявление и отбор документов подбор вспомогательных материалов разработка структуры книжной выставки оформление книжной выставки реклама книжной выставки анализ эффективности книжной выставки. […] Очень важно при оформлении выставки правильно подобрать шрифт для заголовка и разделов. Он должен соответствовать содержанию выставки. Например, если выставка посвящена истории России или устному творчеству русского народа (сказкам, былинам, пословицам, поговоркам, загадкам), то лучше заголовок написать шрифтом, стилизованным под старославянский. Если выставка предлагает материал о средневековье, о феодалах, о рыцарях, то можно для ее оформления выбрать готический шрифт. На выставке о войне будет уместен строгий рубленый шрифт, а на выставках, посвященных поэзии или жанру любовного романа - легкий вензельный".

Борисова, О. О. Реклама в библиотеке: учебно-практическое пособие / О. О. Борисова. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2005. - С. 169-171. - (Серия "Библиотекарь и время. XXI век"; № 34). Пособие знакомит с основами новой учебной дисциплины "Реклама в библиотеке", раскрывающей принципы и технологию рекламной деятельности в современных библиотечно-информационных учреждениях. В нем освещены теоретико-методологические, правовые, психолого-педагогические, морально-эстетические, технологические основания рекламной деятельности. "Книжная выставка - самодостаточный вид нашего профессионального творчества, социокультурное явление, специфический "язык" современной визуальной библиотечно-информационной культуры, при помощи которого создается позитивный образ современной библиотеки. Выставка является частью библиотечного пространства. Ее задача - "мобилизация" пространства, преодоление его "немоты", "слепоты", создание некоего визуального смысла. […] Стендовая библиотечная выставка осмысливается также как средство продвижения к пользователям лучших произведений из числа новинок литературы или документов, связанных общей темой, читательским и целевым назначением путем их непосредственного показа, что и обуславливает активную роль читателя в выборе книг. Каждой выставке свойственен определенный порядок расположения материала, время продолжительности экспонирования, обуславливаемые целевой и читательской установкой. […] Важное достоинство книжной выставки и ее отличие от многих других видов библиотечной рекламы - непосредственный показ на стенде самих документов (произведений печати), предоставление читателям, пользователям библиотечно-информационного учреждения реальной возможности непосредственного контакта (знакомства) с книгой, реализуемой, причем, сразу же, оперативно. […] Небольшая выставка может быть устроена за очень короткий срок и способна отражать только что вышедшие в свет издания, освещать любую злободневную тему, причем пользователь получает необходимый ему релевантный текст наиболее простым и легким путем. Литературу на выставке возможно непрерывно обновлять, дополнять, экспозицию - по-иному структурировать, преобразовывать. Книжная выставка, таким образом, - очень динамичный, мобильный вид рекламы".
Поставьте всех в известность о себе! Книжная выставка в школьной библиотеке / Департамент образования и науки Арханг. обл. [и др.; сост. Т. Н. Долгощелова]. - Архангельск: Арханг. обл. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования, 2008. - 48 с. - Библиогр.: с. 20-23. Книжная выставка - один из самых привычных атрибутов любой библиотеки. Как сделать, чтобы читатель не проходил мимо вашего "детища", чтобы данная работа была главным кирпичиком в формировании имиджа библиотеки? Подготовленная подборка поможет вам разнообразить данный вид пропаганды фонда своей библиотеки. Кроме того, в приложении вы найдете подсказки по методике подготовки выставок, рекламы; примеры презентации книжных экспозиций. "В одной из библиотек г. Санкт-Петербурга к юбилею А. С. Пушкина была оформлена выставка "Солнечный гений". Различные периоды жизни поэта имели свой цветовой спектр. Для цикла "Лицейская республика" выбран цвет майской зелени, цикл "Ссылка в Михайловское" оформлен в серовато-пастельных тонах, цикл "Болдинская осень" в желтовато-оранжевом тоне и т. д. Все циклы объединяла лира, расположенная в левом верхнем углу. И это не случайно. При оформлении выставки организаторы учитывали особенности зрительского восприятия. Исследования показывают следующее:
- секрет распределения внимания человека кроется в особенности нашего способа чтения - слева направо. Доказано, что если площадь стеллажей условно разделить горизонтальной осью пополам, то на верхнюю половину придется 60 процентов внимания человека. На верхней части внимание распределяется также неравномерно: 20 процентов приходится на правую половину и 40 процентов - на левую. Значит, ударной частью экспозиции является левый верхний угол. Поэтому в верхнем левом углу нужно помещать наиболее важную информацию. В процессе чтения мы лучше запоминаем и конец текста. Значит "концовка" должна быть тоже значимой по своему содержанию;
- чтобы выставка не сливалась в одно невыразительное пятно, каждый экспонат должен быть окружен полем отдыха для зрения. Учитывайте особенность зрения с присущим ему чередованием концентрации и рассеивания, сосредоточения и отдыха. "Среда" должна дышать. Поэтому не помещайте материалы встык. Иногда вместо экспоната оставляют просто свободное место в качестве намека на имеющийся спрос литературы с выставки. Наиболее значимые книги можно поместить на отдельном столике, выделить фоном, подсветкой. Если не сделать этого, то читателю будет сложно разобраться, какая часть сообщения наиболее существенная. А выделить все - значит, не выделить ничего;
- текстовый материал, пояснительные тексты и цитаты должны быть выразительными. Читатели считают, что цитаты не всегда нужны: "и так все понятно". Поэтому текст должен быть кратким, красочно оформленным и помещен в случае крайней необходимости;
- текст и иллюстрации должны дополнять друг друга. Исследования показали, что фотоиллюстрации на 20 процентов, а иногда и на 50 процентов эффективнее графики;
- знаки пунктуации тоже имеют большое значение. Самый предпочтительный знак - восклицательный (!). Вопросительного (?) лучше избегать, как, впрочем, и многоточия (…)".
Вяткина, В. В. Организация книжных выставок - это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. - 2003. - № 7. - С. 37 - 44. Автор статьи делится опытом организации книжных выставок в школьной библиотеке и представляет вниманию читателей фрагмент своей дипломной работы, связанной с выставочной деятельностью библиотек. "После анализа публикаций и практического опыта библиотек представляется возможным выделить следующие виды выставок: выставка-вопрос: для оформления такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике. На выставке помещаются тексты вопросов и книги, периодика, где можно найти ответы на эти вопросы озвученная выставка: предполагается музыкальное оформление, наличие аудио - или видеосопровождения выставка-ситуация: читателям-подросткам предлагается самим поставить книги на выставки: "Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров…", "Эту книгу я возьму с собой в космическое путешествие…", "Эту книгу я возьму с собой в поход…" и т. д. выставка-отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из отзывов о книгах: прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй выставка-ребус: сопровождается плакатом с ребусом "Попробуй отгадай…". Она может быть интересна не только учащимся начальных классов, но и старших выставка-кроссворд: обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы выставка-диалог: такая выставка наилучшим образом реализует так необходимый сегодня взаимоуважительный и взаимообогащающий диалог между библиотекарем и читателем. С вопросами обращаются дети. Например: "Я хочу узнать о себе…" Ответы на вопросы читателя ищет библиотекарь или психолог выставка-викторина: разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих познавательную активность детей в процессе чтения. В отличие от предыдущей, ответы на вопросы, оформленные письменно (например, в виде книжечки карманного формата или на отдельном плакате), читатель ищет в литературе, экспонирующейся на выставке выставка-чайнворд: обязательно наличие чайнворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Выставка-чайнворд, выставка-кроссворд, выставка-конкурс - все это выставки одного ряда, близкие по форме выставка-дневник - это могут быть дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи ("Дневник Тани Савичевой", "Дневник Анны Франк", дневники Ф. М. Достоевского, К. И. Чуковского, Ю. К. Олеши и др.)."

Книжная выставка - визитная карточка библиотеки / С. П. Черкашина // Книжная выставка - визитная карточка библиотеки: сб. методико-библиогр. материалов / Белгор. гос. универс. науч. б-ка. Науч.-метод. отд.; [Сост. С. П. Черкашина]. - Белгород: Белгор. гос. универс. науч. б-ка, 2000. - С. 12-26. В консультации С. П. Черкашиной рассматриваются вопросы формирования концепции и композиции выставки, технологические и организационные процессы выставочной работы, представлена типология библиотечных выставок, анализируются их свойства и разновидности. "Как строить книжные экспозиции, как наиболее зрелищно представить читателю имеющиеся в библиотеке издания? Эти вопросы встают сегодня перед каждым библиотекарем. […] Как и любая деятельность, организация выставок требует тщательного планирования. Программа разрабатывается до открытия выставки. При планировании выставки нужно гибко размещать основные экспонаты, сочетая, если обстоятельства того требуют, материалы местного и общенационального значения. Работу над созданием выставки необходимо начинать с уточнения проблематики темы, то есть вопрос, которому будет посвящена выставка, должен иметь проблемный характер, требующий изучения, исследования. […] Следующим этапом должно быть изучение содержания проблемы, которую предстоит раскрыть перед читателями. Здесь основным должно стать условие, при котором ни одна книга (статья или материал) не должна появиться на выставке, если ее содержание не известно библиотекарю. На этом этапе проводится чтение и выборочное реферирование источников. Поверхностный прием просмотра "De visu" здесь не пригоден. Одновременно следует позаботиться и о формировании массива документов, относящихся к проблематике выставки. Определяются основные, составляющие проблему аспекты, которые представляют собой возможные разделы выставки. После этого можно приступать к созданию систематической картотеки (списка) основных и дополнительных источников. Нельзя экономить на затратах по изучению содержания проблемы и пренебрегать даже отдельными процессами. В противном случае организатор выставки закладывает первое звено в цепочку последующих неизбежных просчетов. По завершении изучения содержания проблемы можно приступить к выработке концепции выставки, то есть формированию системы взглядов библиотекаря на проблему. В основе концепции должна лежать личная позиция экспозиционера, его собственная аргументированная трактовка".
Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / Под ред. А. Я. Айзенберга; Мин-во культуры РФ; МГУК. - М.: Изд-во МГУК, 1996. - С. 111-118. Учебник содержит изложение теоретических основ и общей методики библиотечного обслуживания читателей. Рассмотрены цель, задачи и содержание библиотечного обслуживания читателей, роль библиотек в развитии личности, проблемы изучения и типологизации читателей. Охарактеризована система обслуживания читателей в библиотеке, раскрыты его формы и методы, технология обслуживания. "Каждая выставка должна обладать высокой степенью информативности. Прежде всего, это достигается путем экспонирования последних изданий, хотя интерес читателя могут вызвать и некоторые старые книги… […] Информационная насыщенность выставки может быть усилена удачно подобранным текстовым или иллюстративным материалом (редкие фотографии и т. п.). Выставка теряет свое информационное и рекомендательное значение для большинства посетителей библиотеки, если одни и те же книги экспонируются на ней слишком долго. Поэтому рекомендуется ежеквартально, а возможно и чаще (раз в 15-20 дней) производить смену экспозиции. Выставку не следует превращать в средство декоративного оформления помещения, книги с нее должны выдаваться. Вот что пишет об этом С. Г. Матлина: "Беда в том, что в последние годы в некоторых библиотеках укоренилась практика экспонировать книги в наглухо закрытых стеклянных витринах. Причем прячут за стеклами отнюдь не редкие издания, что было бы оправдано, а весьма популярные книги актуальной тематики, вышедшие массовым тиражом и предназначенные широким кругам читателей. […] …появление на абонементе ЦБС таких витрин не может быть оправдано соображениями эстетического характера или даже сохранности фондов. Это попросту ненужная самодеятельность. Подобная "наглядность" противоречит задачам открытого доступа и главное - отделяет книги от читателя, ведь не каждый решится подойти к библиотекарю и попросить его отомкнуть выставку". […] Своеобразным видом книжных выставок являются "книжные развалы", состоящие из книг, возвращенных читателями. Библиотекари дополняют "развал" книгами, отобранными ими для рекомендации. […] В практику работы как научных, так и массовых библиотек широко вошли открытые просмотры литературы. Для них характерен большой объем экспонируемой литературы, включение изданий разных типов и видов, открытый доступ ко всем информационным источникам, ограниченный срок экспонирования. Выставки-просмотры имеют сложную структуру, большое количество разделов. Для каждого раздела, темы отводится один или несколько стендов (столов). Их проведение часто приурочивается к конференциям, семинарам и совещаниям, собираемым как в библиотеке, так и вне ее - в учреждении, на предприятии".
Ашервуд, Б. Азбука общения, или Public relations библиотеки / Б. Ашервуд. - М.: Либерия, 1995. - С. 46-55. В книге рассматриваются проблемы взаимодействия общества и библиотеки. Содержание ее насыщено фактами и вызывает интерес у работников публичных, научных, научно-технических, специализированных библиотек, всех, кто интересуется проблемой "паблик рилейшнз".. "Библиотекарю, которому небезразлична репутация своего учреждения, следует обратить внимание на качество графического оформления, поскольку информация, получаемая через публикации, выставки, путеводители, способствует рекламированию библиотеки и предлагаемого ею обслуживания. […] Как устное, так и визуальное библиотечное общение должно быть понятным. Следует избегать сложного оформления. […] Разумное соотношение между текстом и оформлением крайне важно, вместе они должны донести до читателей желаемое. Художественное оформление усиливает, а иногда подчеркивает то, что выражено словами. […] Выставки могут играть значительную роль в работе библиотек по "паблик рилейшнз". Они способны привлечь внимание пользователей к различным коллекциям и материалам, активизировать использование библиотечного фонда, сообщить ценную информацию, объединить материалы, разрозненные библиотечной классификацией, наконец, улучшить общую атмосферу в библиотеке. Хорошо оформленная и удачно расположенная выставка украсит скучное библиотечное фойе".
Кухта, В. Твори, выдумывай, пробуй! // В. Кухта, С. Матлина // Библиотекарь. - 1985. - N 10. - С. 32-35. В статье отражено мнение о выставочной работе библиотек режиссера и театрального художника В. Кухты с комментариями ведущего научного сотрудника РГБ, кандидата педагогических наук С. Г. Матлиной. С. Матлина:
"Пространственное решение экспозиции, форма, пропорции, декор… Нельзя не признать, что библиотекари-практики, к сожалению, редко ориентируются в своей работе на психологические закономерности непроизвольного внимания, особенности восприятия наглядных форм пропаганды, хотя они подробно описаны в ряде учебных пособий (например, в учебнике "Работа с читателем") и активно разрабатываются нашими ведущими психологами. Поэтому и случается, к примеру, что комплексные выставки со значительным текстом, рассчитанные на восприятие с близкого расстояния, читатели библиотеки вынуждены воспринимать с далекого, ведь подход к ним загроможден столами, стеллажами и прочим. Выставки, рекомендующие несколько десятков публикаций, менее эффективны (однако встречаются чаще), чем цикл небольших компактных композиций в силу особенностей восприятия, установленных психологами: поле зрения при восприятии узко, одновременно отражаются не более пяти-шести объектов. Но всегда ли, работая над выставкой, мы помним об этом? Я предлагаю такую "формулу успеха" - выдумка, инициатива плюс наука, то есть знание и умение применить на деле рекомендации педагогики и психологии".
Уайт, Ян В. Редактируем дизайном: для дизайнеров, арт-директоров и редакторов: классическое руководство: как завоевать внимание читателей / Ян В. Уайт; [пер. с англ. Е. М. Фотьянова]. - Москва: Университетская книга, 2009. - 244 с. - (Практический дизайн). Классическое руководство по созданию грамотных, привлекательных и читаемых публикаций, изданное в семи странах и выдержавшее три переиздания. Полная простых и оригинальных решений, эта книга - настольное пособие для дизайнеров, совершенствующих свое мастерство, авторов и редакторов, стремящихся к живому диалогу с читателем. "…Большое - кричит. Чем громче вы кричите, тем более важным представляется слушателю ваше сообщение. На бумаге все большое воспринимается как особенно важное. Такая значимость, по определению, - уникальное средство расстановки акцентов.[…] Если вы пользуетесь размером, как громкостью (важностью), представьте, как громко звучит слово КРИК, и как тихо шепчет - шепот. Слово КРИК звучало бы еще громче, если бы его напечатали черным полужирным. […] У размера картинки - те же свойства. Чем она больше, тем важнее нам кажется ее содержание. Чем она меньше, тем более размер подчинен доминирующему изображению. Приберегите громкость/величину для того, что действительно важно, потому что такие вещи определяют значимость материала, помогают схватить его суть и актуальны для читателя. Но не думайте, что увеличение размера - единственный способ выделить что-либо. Думайте нестандартно, чтобы привлечь к объекту внимание. Не обязательно раздувать его как можно больше, достаточно сделать все окружающее помельче. […] Цвет сам по себе нейтрален, он такое же сырье, как пространство, шрифт и картинки. Использовать его умело - не просто "поставить заголовок синим" или "чтобы страница была понаряднее". Конечно, цвет может украшать изображения и радовать глаз, но этого далеко недостаточно. Он еще должен говорить что-то уму. Его значение шире, оно вырастает из смысла, становясь частью этого смысла. Практические возможности цвета гораздо для читателя важнее, чем его красивость, какой бы впечатляющей она ни выглядела".
Уайт, Ян В. Сборник графических идей: копилка решений дизайнерских задач / Ян В. Уайт; [пер. с англ. Ю. А. Константинова]. - Москва: Университетская книга, 2010. - 173 с. - (Практический дизайн). Книга написана и проиллюстрирована признанным мастером в области оформления печатных изданий и наверняка поможет любому, кто хочет выпустить интересный, запоминающийся, красивый печатный продукт. Ян Уайт - признанный дизайнер, автор книги "Редактируем дизайном", которая вышла ранее в серии "Практический дизайн". "Эта книга - волшебная шкатулка, полная идей для решения всех проблем оформления печатного издания; вытаскивай любое решение и просто применяй его! Здесь замечательно продемонстрированы символы и необычные алфавиты, специальные наборные знаки и числа. Даже профессиональные дизайнеры смогут почерпнуть полезные идеи из этой книги" American Artist "Остановитесь на мгновение, всмотритесь и прислушайтесь. Буквы - это графическое воплощение звуков человеческого голоса. Но и написанные слова могут кричать или шептать, быть нежными или агрессивными, важными или пустыми. Если задуматься о тексте как о визуальном средстве выражения (а не просто как о тексте, к которому вы добавили иллюстраций, чтобы он лучше смотрелся), перед вами откроется целый мир возможностей, заключенных в самих словах. […] Печатное слово имеет одновременно и форму, и содержание. Можно добиться интересного эффекта, если логически связать начертание слова с его значением. […] Огромное количество слов в нашем сознании тесно ассоциируется со знаками. Воспользуйтесь этим, даже если в результате получатся очевидные клише. Все, что может зацепить внимание и воображение, всего лишь еще один крючок для читателя. […] Графические символы - замечательное изобретение человечества, благодаря которому звуки становятся видимыми. […] Люди с удовольствием читают хорошую литературу, даже если страницы представляют собой просто массив текста. Но лучше разбить текст на короткие кусочки, поскольку их прочтение субъективно занимает меньше времени и сил. Приветствуется добавление любых подзаголовков в самом тексте. Читатели обычно просматривают текст и попадаются на "крючки". Заманивайте читателя любыми способами: подзаголовки, красные строки, лиды, буквицы, нетривиальная цитата, - все, что угодно, чтобы привлечь внимание читателя и заставить его продолжить читать. Лучше всего - фразой, которая обещает что-то еще более интересное в самом тексте".
WebRep

Общий рейтинг






Просмотров: 469 | Добавил: gala54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: