Форма входа
Календарь
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Апрель » 17 » если ВЫ посвятили себя детям.....творите!
18:12
если ВЫ посвятили себя детям.....творите!
Тонет - не тонет


Дата: 17.04.2012 г. Автор: Анна Корзун ]]>]]>

ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник) ОТСМ-ТРИЗ педагогика
Об организации исследовательской деятельности в дошкольном возрасте
Исследование в детском саду

Как организовать исследовательскую деятельность дошкольников? Возможно ли это? И нужно ли это делать?
Психологи считают, что экспериментирование - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а значит, она необходима для развития ребенка. В этой статье общий план организации детского экспериментирования иллюстрирован конкретным практическим примером. Аннотация
Мы рассчитываем, что эта статья познакомит педагогов и родителей с общим планом организации исследовательской деятельности дошкольников, способом описания результатов и поможет сделать первый шаги в организации исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников. Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено дидактами, специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.
Безусловно, в детский сад нельзя механически перенести методику проведения исследования из школьной практики. У дошкольников совершенно иные источники информации: нет возможности и умений самостоятельной работы с литературой, не до конца сформирована способность осуществлять связь процесса деятельности с её результатом, особенно отдалённым по времени. Конкретность мышления и неумение абстрагироваться затрудняет развитие способности выводить закономерности в наблюдаемых явлениях. Тем не менее попытаемся описать один из подходов к организации детской познавательно-практической деятельности. Исследовательская деятельность должна давать навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребёнок должен научиться, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать их свойства (признаки и их значения), определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений. Исходя из вышесказанного, определим основные правила организации исследовательской деятельности в дошкольном учреждении. Проблема (фиксация явления) должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной (желательно практической) деятельности. Например, в наблюдении, во время чтения литературы, как художественной, так и энциклопедической (прочитали о каком-то явлении или необычном факте, захотели узнать причину его возникновения или природу явления); в процессе труда (хозяйственно-бытового, в природе, ручного); в процессе рассматривания иллюстративного материала и т.д. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей. Задача педагога на этом этапе - помочь осознать эту потребность. Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы её проверки (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Гипотеза должна быть сформулирована в рамках реальной картины мира. Воспитатель может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: "Если мы сделаем так..., что можем узнать?" Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось? Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками (в младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем - самостоятельно). Для получения более объективных результатов, проверку (эксперименты) следует осуществлять не на одном объекте (явлении), а на группе объектов (явлений), относящихся к одному классу. Для этого нужно учить детей старшего дошкольного возраста собирать "копилки" и структурировать их содержание (собирать объекты в копилки по одному или нескольким заданным свойствам - значениям признака, классифицировать объекты внутри копилки). "Копилки" представляют собой коллекции объектов (предметы, картинки, игрушки и т.д.), собранные детьми вместе с родителями и воспитателями. Структурирование собранных "копилок" осуществляет педагог после совместного обсуждения. Проведение исследования не должно быть жёстко привязано к рамкам одного отдельного занятия. Гораздо полезнее осуществлять его в свободное время и с небольшими подгруппами детей, в виде исследовательского проекта. Описание результатов исследовательской деятельности полезно делать по схеме: Описание ситуации. Что удивило? Какие свойства (признаки и их значения) объекта показались необычными? В каких условиях проявилось это свойство (значение признака)? С какими иными объектами связан наш объект, о котором мы хотим больше узнать? Наблюдали ли мы подобное ранее? Гипотеза. Что мы предположили? Эксперимент 1. Что захотели проверить (цель)? Как это делали (план)? Что получили (осуществление эксперимента и итог)? Как изменилось свойство (значение признака)? В связи с чем? Примерная схема описания:
Когда, где
(первоначальные условия: фактически указывается «окно» системного оператора, в котором фиксируется наблюдаемое значение признака)
Было
свойство (наблюдаемое значение признака)
Затем
(изменённые условия: «окно» системного оператора с изменившимися свойствами)
Стало
(новое значение признака) Вывод


Для фиксации результатов используется схематизация. Младшие дети подсказывают педагогу, что следует схематизировать (нарисовать), старшие дошкольники в состоянии сделать это самостоятельно.
"Копилка". Как мы собирали копилку? Из чего? Зачем? Эксперимент 2. Как проверяли свои предположения на других объектах? Постановка следующей проблемы. Какой вопрос у нас возник или остался без ответа? В качестве примера рассмотрим результаты проведенного с детьми средней группы исследовательского проекта на тему "Тонет - не тонет".
1. Описание ситуации Во время мытья игрушек обратили внимание, что деревянные кубики тонут в тазу с водой, а пластмассовые плавают на поверхности. Удивило то, что деревянные кубики утонули. Ранее во время экспериментирования с карандашом и гвоздём наблюдали, что древесина (карандаш) не тонет.
2. Гипотеза 1 Мы предположили, что деревянный кубик тонет, потому что тяжелее карандаша. И все деревянные объекты большой массы тонут.
3. Эксперимент 1 Для проверки предположения нужно собрать копилку деревянных предметов разной массы и проверить опытным путём, какие из них тонут, а какие плавают. Собранные деревянные объекты рассортировали по группам в зависимости от их веса. Выяснили, что некоторые деревянные объекты, которые тяжелее карандаша, не тонут, а плавают на поверхности воды в тазу. Отобрали эти объекты, выделили общее свойство: все они плоские или имеют широкое основание. Однако у кубика, который пошёл ко дну во время мытья игрушек, тоже было широкое основание. В эксперименте использовались деревянные предметы и таз с водой. Если от предмета не зависит его способность удерживаться на плаву, то это может зависеть от ёмкости с водой.
4. Гипотеза 2 Мы предположили, что способность деревянных объектов удерживаться на поверхности воды, зависит от объёма сосуда.
5. Эксперимент 2 Для проверки использовали различные ёмкости с водой, в которые опускали деревянные предметы с широким основанием. Выяснили, что чем глубже ёмкость, тем лучше на поверхности держится деревянный предмет. Проверили предположение на остальных деревянных предметах, у которых не было широкого основания. Предположение подтвердилось.
6. Вывод Чем больше глубина, тем лучше плавает деревянный предмет.
7. Что осталось невыясненным? Если деревянные предметы не тонут в глубоких водоёмах, отчего иногда тонут деревянные лодки? (далее планируется следующая серия опытов с цельными и полыми деревянными объектами). При таком подходе у детей формируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы с возникающими проблемами.
Ссылки:
Мурашковска И.Н. Буки недели проектов. http://trizminsk.org/e/23214.htm Мурашковска И.Н., Мурашковский Ю.С. От "почемучек" к "потомучкам". http://trizminsk.org/e/23214.htm Мурашковска И.Н. Работа с картотекой для творчества учеников. http://trizminsk.org/e/23214.htm Нестеренко А.А. Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ Нестеренко А.А. Система моделей управления мыслительной деятельностью из ОТСМ-ТРИЗ. http://trizminsk.org/e/23214.htm Об авторе: Корзун Анна Валерьевна - ТРИЗ-специалист, город Минск, автор ряда книг и статей по дошкольному образованию, один из ведущих специалистов в ОТСМ-ТРИЗ педагогике

Просмотров: 366 | Добавил: gala54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: